1 декабря в МКОУ «Саранинская СОШ» состоялся семинар-практикум по теме: «Реализация ФГОС НОО, ФГОС ООО в условиях сельской школы: результаты, проблемы, перспективы». В рамках данного мероприятия проведены фрагменты открытых уроков и внеурочной деятельности. Мною было проведено внеурочное занятие «О чем рассказал музейный экспонат. Фронтовое письмо». Мероприятие было проведенос применением метода музейной педагогики, в форме музейного урока.
Что же такое музейный урок?
Если понятие «музейная педагогика» появилось в нашей стране в 1980-90-е годы, то понятие одной из форм (типов) проведения различного вида музейных занятий — «музейных уроков» появилось совсем недавно.
Музейный урок в корне отличается от школьных занятий, от экскурсий и является ярким примером «красочной» иллюстрации исторических событий.
Эксклюзивным является то, что на каждом таком уроке у детей есть возможность познакомиться с экспонатами, хранящимися в фондах музея, и узнать их историю. Музейный урок от других форм работы музея с учащимися, такими как экскурсия, ролевые игры, беседа у экспоната и т.п., отличается методикой проведения. Это сравнительно новая форма музейной педагогики. Урок в музее организуется с целью приобретения дополнительных знаний по определенной учебной программе, например, урок музыки, истории, МХК. Музейный урок «привязывается» к учебной программе того или иного школьного предмета, а также может быть внеклассным мероприятием.
При этом музейный предмет выступает не как иллюстрация к приобретенным знаниям, а как непосредственный источник знаний. Таким образом, неординарность учебного процесса (музейная среда) стимулирует не только познавательные интересы учащихся, но и способствует всестороннему их развитию, а наличие незнакомых предметов, а, зачастую, знакомых, но рассматриваемых совершенно с другой стороны, в другой исторической обстановке и ситуации, вызывает чувство удивления, побуждает к самостоятельным поискам информации.
Таким образом, музейный урокпредусматривает прежде всего использование музейного предмета.
В этом году мною разрабатывается цикл музейных уроков для обучающихся 5 класса, они могут использоваться как в урочной, так и внеурочной деятельности, в рамках гражданско-патриотического направления«Программы социализации и воспитания обучающихся».
Во время семинарапроведено третье занятие из цикла «Путешествие по музею» — «О чем рассказал экспонат». После обзорной экскурсии в краеведческом музее, мы начали изучать по отдельности самые ценные экспонаты того или иного музейного зала.
Цель данного конкретного занятия заключалась вознакомлении учащихся с историей одного из экспонатов поселкового музея, в частности,с солдатским письмом.
Почему я взяла для знакомства экспонаты времен великой отечественной войны.Ну, во-первых, патриотическое направление в нашей школе является приоритетным, во-вторых,Саранинский краеведческий музей имеет данные экспонаты, которые имеют историческую ценность и представляют историю нашего поселка.
Для проведения занятия мною были подобраны исторические факты времен войны, даны сведения из истории военно-полевой почты, показаны видеофрагменты из архивов газеты «Комсомольская правда», ребята побывали на виртуальной экскурсии в Азовском музее, на экспозиции «Фронтовые письма». В ходе урока были зачитаны письма саранинцев–фронтовиков.
В организации и проведении занятия участвовала ученица 11 класса Трифанова Татьяна. Она была одета в военную гимнастерку и представляла почтальона военно-полевой почты. И это не случайно, после теоретической части занятия мы провели практикум, как сложить треугольник – «секретку», затем провели ролевую игру: ребята надели армейские пилотки и, представив, что они солдаты, писали письма домой.
Глядя на лица детей, в ходе занятия,я увидела неподдельный интерес к историческим событиям той далекой войны, к солдатскому письму, как символу военного времени.И пожелтевшие от времени письма наших земляков имели для них теперь совсем другое значение. Они стали не только музейным экспонатом, но и «говорящим» свидетелем ужасов и потерь нашего народа в военное лихолетье.
Дворникова А.Е., заместитель директора по ВР, учитель мировой художественной культуры.